ГУБЕРНАТОРЫ В ЗОНЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
Губернаторы российских регионов сегодня напоминают неопытных пилотов, ведущих самолёты в зоне серьёзной турбулентности. Потряхивает сразу по нескольким причинам. Во-первых, им доверенные самолёты, в виде методичек управления регионами, чиновничьего аппарата и пассажиры, в виде населения регионов, не адаптированы к адекватному восприятию изменяющегося мира. Во-вторых, есть судьба, представленная аппаратом президента и министрами различных ведомств. В результате, многие пилоты не выдерживают такую тряску. Кто-то бросил штурвал и надеется на судьбу, кто-то, несмотря на панику пассажиров, неисправность воздушного судна и регулярные уколы сверху, из последних сил пытается вырулить из аварийной зоны. Ну а кто-то попросту выпрыгнул с парашютом, послав ко всем чертям и самолёт, и пассажиров, и судьбу.
В пяти регионах России сменились губернаторы. Это те, кто не выдержал. Обновление губернаторского корпуса ничего принципиально переломного в себе не несет. Все назначенцы – кадровые «выпускники» проектов Кремля и АП, имеют руководящий опыт на околофедеральном уровне, в госструктурах и региональных ветках власти.
Отставленные Евстифеев, Любимов, Жвачкин, Васильев и Радаев очевидно морально устарели, и их пенсионные отставки должны были произойти намного раньше, сразу после осенней кампании, а то и до нее. Но необходимость переставить акценты на спецоперацию отложила эти кадровые решения до «лучших времен». Проблема в том, что лучшие-то времена так и не наступили. Региональные кампании этого года поставлены на паузу, на них уже не будет крупных бюджетов, проекты и сметы технологов убраны «в стол». Поэтому выборы губернаторов случились техническими – голосование за назначенцев в ближайшие для них электоральные циклы пройдут по накатанной тропе. Бороться будут за явку, а не за процент. «Результат», который они получат на волне патриотического экстаза им на днях буквально «выдал» Президент.
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников из числа тех пилотов, кто ещё держится. Задача не простая. Ежедневное присутствие между молотом и наковальней морально истощает. Силы ещё есть, но они на исходе, а исход близко. Основная проблема - сдержать негативное настроение, реализовать проекты, нерезанные в более стабильные времена, и активная пропаганда патриотических настроек. В самом начале СВО губернатор Кувшинников молчал. Вектор политического развития долгое время не могли утвердить в АП. «А где вы были последние 8 лет?», «Z», «V», «Старушка с красным флагом», «Сегодня СВО на территории Украины или завтра нацисты в Воронеже». До сих пор губернаторы не понимают, какой из обозначенных тезисов верный на сегодняшний день. Вологодский региональный департамент внутренней политики признан лучшим в СЗФО по отработке патриотического проекта. Губернатор решил не рисковать - по городам и весям разместили на баннерах и стенах зданий огромные плакаты и «Z», и «V», и «Старушку с флагом». А тезисы взяли за основу своих речей вологодские политики. Ещё и коронавирус проклятый волнами накрывает со страшной силой, выкашивая население и вызывая народное негодование беспорядочным применением регионами антиковидных мер. В Вологде штрафуют за игнорирование масок, в Москве за их ношение. В Череповце под маской скрывают презрительную ухмылку кандидаты из Единой России в городскую думу, в столице система распознавания лиц выявляет преступников-диверсантов и прочих неугодных лиц. Задачи и цели абсолютно полярные.
Во всей этой двухлетней турбулентности Кувшинников сумел не только сохранить стабильность народного настроения, но и преуспел в экономическом развитии региона. В помощь лидеру Вологодчины сыграли и вице-премьеры Абрамченко, внедрив экологические программы и неустанно погоняя кнутом химиков, металлургов, заставляя делать воздух чистым, а реки безопасными. Белоусов, обезжиривая олигархов, активно способствовал привлечению в бюджет региона многие миллиарды рублей, извлечённых из кубышек владельцев крупных предприятий области. Мост через Шексну в Череповце - наглядный пример, как при честном и порядочном ведении бизнеса металлургов и химиков, способен наполняться бюджет области. Строим за свой счёт, а не годами клянчим в Минстрое. Регион участвует во многих федеральных проектах, основанных на софинансировании. Даже несмотря на разгул пандемии, падении эволюционных показателей в малом бизнесе, связанном с общепитом или мелкими услугами, Вологодчина двигалась вперёд уверено и семимильными шагами.
Летом прошлого года бодрый Кувшинников проводил Градостроительные советы. Практика более, чем успешная. Районы области, пребывающие в забвении и разрухе, получили возможность развития. Ремонты и капительные строительства важных объектов. Речи, встречи, красивые картинки и обещания, заверения. Вызваны чаяния и надежды. Но План изменился. Кувшинникову придётся показать своё политическое мастерство по развенчанию ожиданий горожан и сельчан. Списать невозможность выполнить обещания на СВО или пандемию уже не прокатит - сверху моментально прилетит «неодобрение». Как выкружить в экстремальной ситуации? Есть несколько путей.
Первый путь: схитрить. Некоторые особо активные общественники замечают, что из озвученного списка объектов, подлежащих ремонту или строительству стали исчезать строчки. Было обещание, а записать забыли. Поднялась народная буча, вспомнили, но … разработка технический документаций и тому подобное. В общем за слова отвечаем, но стройку придётся временно отложить. Извиняемся.
Второй путь: игра в доброго царя. Обещания есть, деньги выделены. Губернатор сказал и сделал, а ваш глава района, поселения, города не чешется. Где ПСД? Где заявка? Где ППР? Плохой глава. Не думает о народе. Подзатыльника ему нерадивому. Спасибо, что напомнили, сказали. Царь теперь в курсе, но время вышло.
Третий наиболее часто практикующийся: обоснование при всем народе в нецелесообразности. Не так давно в одном из районов во время обсуждения перспектив реализации проектов Кувшинников откровенно издевался над главой, без всякого стеснения, при полном зале участников. «Зачем вам бассейн, у вас и газа то нет». Вместо бассейна будет хоккейная коробка. И дешевле, и коммуникации не нужны. Вот так быстро и ловко из ста миллионов объект стал стоить десять. Основная цель - максимально долго откладывать стройки. Давно и всем известно, что федеральные деньги - штука предсказуемая. Не сумел освоить в этом году, придётся вернуть. В следующем можно заново запросить. И волынка продолжит своё нудное звучание. Только не в этот раз. Из Кремля дали четко понять - не освоенные регионами федеральные финансы пойдут на восстановление ЛНР и ДНР. Вот и объяснение панических метаний мэров Воропанова, Германова, которые стремительно, несмотря на народный гнев, грохают миллиарды рублей в мосты, дороги. В Череповце южное шоссе стоимостью 1,2 миллиарда рублей, в Вологде окружное шоссе в сотни миллионов, даже в Череповецком районе четверть миллиарда брошено на незначительную дорогу, цену которой на Градсоветах обозначали в 50 миллионов. Думаете активность власти обусловлено заботой о населении? Стремительно делать жизнь людей комфортнее и счастливее. Хотелось бы так думать, но здравый смысл подсказывает, чем больше бюджета освоим, тем больше осядет в карманах. В чьих, даже предполагать не смеем. Тем более, что в этом году, столь грандиозное освоение бюджета скорее всего последнее на следующие десятилетия.
